Баббиты - это специальные сплавы на основе олова с добавками свинца и других металлов.

Баббиты одни из старейших антифрикционных легкоплавких гетерогенных сплавов, которые широко применяются до сих пор. Баббит был изобретён Исааком Баббитом (I. Babbitt, США) в 1839, в качестве материала для подшипников паровых машин.

Баббит бывает трех вдов в зависимости от материала основы:
- Оловянным
- Свинцовым
- Кальциевым

Оловянный баббит б-83 по сравнению со свинцовым обладает более высокой коррозионной стойкостью, а также износоустойчивостью и теплопроводностью. При сохранении всех этих качеств он имеет более низкий коэффициент линейного расширения.

Преимущество свинцовых баббитов состоит в том, что они могут работать при более высокой температуре подшипника, чем оловянные. Поэтому свинцовый баббит применяется для заливки подшипников двигателей автомобилей, тракторов, прокатных станов.

Кальциевые сплавы - это сплавы на основе свинца с небольшими добавками кальция и натрия. Кальциевые баббиты могут быть легированы другими элементами. Свинцовокальциевый баббит используется в первую очередь для подшипников подвижного состава и железнодорожного транспорта.

Такие сплавы обладают высокими антифрикционными свойствами, т.е. низким коэффициентом трения. Их используют для заливки вкладышей подшипников скольжения. Характерной особенностью баббитовых сплавов является то, что они представляют собой пластичную массу с равномерно вкрапленными твердыми кристаллами, которые служат опорными точками для шеек валов и при неравномерной нагрузке вдавливаются вглубь мягкой основы. Давление вала на вкладыш в этом случае равномерно распределяется по всей поверхности скольжения, что позволяет подшипнику выдерживать большую нагрузку.