Двойная бухгалтерия ЕС

Как нам стало известно из источников, близких к Европейской службе внешнеполитической деятельности, подчиняющейся Верховному представителю по иностранным делам и политике безопасности, глава представительства Евросоюза в Украине Ян Томбинский направил в Брюссель экономический обзор ситуации в нашей стране.

Разумеется, мы не можем быть абсолютно уверены в том, что попавший в распоряжение редакции документ на 100% является подлинным, однако, судя по риторике и манере изложения, можно предположить его аутентичность. В связи с этим считаем, что нашим читателям будет небезынтересно ознакомиться с выводами г-на Томбинского относительно будущего нашей страны в случае подписания Соглашения об ассоциации с ЕС.

Как считает автор письма, ключевым фактом для развития дальнейшей макроэкономической ситуации в Украине в сентябре стало снижение рейтинговым агентством Moody’s государственного рейтинга Украины на один пункт до Саа1.

(На самом деле до уровня Саа1 был понижен рейтинг правительственных еврооблигаций. Но это не много меняет. — Авт.

Главное, что этот рейтинг определяет «очень плохое» финансовое положение, а именно — очень низкую финансовую надежность и свидетельствует о наличии признаков нехватки финансовых ресурсов для обеспечения своевременного выполнения ближайших финансовых обязательств.

Рейтинг Саа1 ниже рейтинга «В», который раньше был присвоен Украине, но все же более высокий, чем Ca. Дополнительно Moody’s использует знаки «1», «2» для выделения подкатегорий в категории. В данном случае подкатегория Саа1 является более высокой, чем Саа2 и Саа3. Однако в рейтинговом агентстве не исключают возможности дальнейшего снижения рейтинга украинских еврооблигаций.

Автор детально цитирует высказывания экспертов Moody’s о проблемах взаимоотношений украинских властей и МВФ и начатую Россией торговую войну с Украиной. В сочетании с высоким давлением на золотовалютные резервы эти обстоятельства, по мнению автора, могут серьезно осложнить экономическую ситуацию.

Он делает вывод, что снижение рейтинга делает проблематичным выход Украины на рынок евробондов и вынуждает ее полагаться на собственные силы или другие источники финансирования.

Также в письме упомянут опубликованный в сентябре Глобальный индекс конкурентоспособности (по оценкам Мирового экономического форума), в котором Украина потеряла 11 позиций и теперь занимает 84-е место из 148 стран.

Особый акцент в анализе выводов форума делается на вызовы, которые Украина должна преодолеть для достижения более стабильного экономического роста.

Среди них необходимость пересмотра институциональной системы, которая страдает от бюрократизма, нехватки прозрачности и фаворитизма. Для этого Украина должна повышать конкуренцию на рынках товаров и услуг.

Как иллюстрация проблем с еврооблигациями — сообщение о договоренности Минфина о привлечении синдицированного кредита на 750 млн. долл. от группы коммерческих банков, в том числе российского «Сбербанка». (Точное название банка — «Сбербанк CIB». — Авт.

Характеризуя это соглашение и называя его параметры — заем на 2 года с ежегодной ставкой 6,5% (ближе к истине — 6,9%), с ежеквартальными взносами, автор письма цитирует экспертов ЕС, которые утверждают, что из этого кредита будут покрываться выплаты по внешним долгам до конца года. Но приходит к выводу, что денег все равно не хватит.

Помимо 700 млн. долл. выплат МВФ, из госбюджета до конца года придется погашать и другие долги в иностранной валюте: 500 млн. долл. внутренних долговых обязательств, деноминированных в иностранной валюте, и долг в 1,1 млрд. долл., который будет погашаться за счет резервов НБУ. Как следствие — если правительство не сможет привлечь другие внешние заимствования, то резервы НБУ продолжат сокращаться.

Значительная часть документа посвящена анализу долговых обязательств Украины, в том числе корпоративного сектора, а также некоторым действиям НБУ, направленным на стабилизацию национальной валюты.

Так, по данным компании Dragon Capital, обслуживание долга госсектора в иностранной валюте в 2014—2015 гг., в том числе гарантированных обязательств, составит соответственно 8,9 млрд. и 6,3 млрд. долл. В целом они немного меньше выплат текущего года — 10,5 млрд. долл.

Цитируется информация НБУ о валовом внешнем долге по итогам первого полугодия 2013 г., оценке задолженности государственного и частного сектора и выплатах, которые необходимо сделать до окончания первой половины 2014 г.

Ключевой вывод: из 55 млрд. долл. долга частного сектора реструктуризировать можно только 40%. Долг госсектора по сравнению с ним — 7 млрд. — невелик.

В целом позитивно отмечены усилия НБУ (повышение с 1 октября резервных требований по долгосрочным депозитам в иностранной валюте с 5% до 7%) как такие, которые направлены на стабилизацию курса гривни. Но отмечено, что это приведет к еще более жесткой кредитно-денежной политике НБУ на фоне низкого уровня инфляции.

Не обойден вниманием и бюджетный процесс. Хотя в сентябре правительство старалось соблюсти сущие формальности и передало Верховной Раде сырой проект бюджета, а глава ВР через два дня передал его главе Минфина на доработку. Бюджетный процесс в Украине получил характеристику «непрозрачного», а параметры — невыполнимыми.

По мнению неназванных европейских экспертов, проблема бюджетного процесса заключается в том, что парламентариям не дают ознакомиться с проектом бюджета, бюджетное предложение не вполне учитывает дефицит госбюджета, местных бюджетов и ПФУ. Макроэкономические показатели оптимистичные и нереальные. Показатели дефицита завышены примерно в 2 раза.

Однако законодательная активность в контексте подписания Вильнюсского соглашения оценивается позитивно. 19 сентября ВР приняла поправки к закону «О таможенном тарифе Украины», который позволит Украине урегулировать отношения с ВТО.

Раздел корпоративных событий в документе представлен некоторыми фактами.

Основной для автора по значимости — подписание эксплуатационного соглашения с компанией Royal Dutch Shell, которое дает ей возможность приступить к разведке и добыче газа на Юзовском газовом месторождении на востоке Украины. Запасы газа там оцениваются в 2 трлн. куб. м, а инвестии только на первом этапе — в 500 млн. долл.

Еще в письме дается оценка деятельности олигарха и главы Федерации работодателей Украины Дмитрия Фирташа.

С одной стороны, его компания OstChem, которая контролирует четыре из шести украинских заводов по производству азотных удобрений, к зиме собирается закачать в украинские подземные газохранилища 6—6,5 млрд. куб. м газа. Вместе с уже имеющимися там 14 млрд. куб. м это позволит начать прокачку газа в Европу.

С другой — азотные заводы Фирташа серьезно пострадали от экспансии китайских химиков. В начале осени OstChem остановила большую часть своих мощностей по производству азотных удобрений. До введения Китаем пошлин на вывоз собственной аналогичной продукции их производство нерентабельно.

Как видим, достаточно обстоятельная подборка событий из сентябрьской экономической жизни Украины, характеризующая ее сегодняшние сложности.

И вывод, судя по всему, напрашивается неутешительный: в данной ситуации у нынешнего руководства Украины малое пространство для маневра. Можно сказать, оно находится на очень коротком поводке, подержать который не против более крупные соседи — ЕС и Россия.

Автор неспроста уделяет так много внимания финансовому состоянию и долговым проблемам Украины, понимая, что именно оно является ключом к поведению украинской власти.

Несомненно, эта информация весьма пригодилась бы чиновникам МВФ, которые скоро приедут в Украину, чтобы обсудить с правительством параметры бюджета и условия возможного кредитования. Ведь у столь могущественной организации достаточно и своих экспертов.

Отметим, что еще в сентябре публичные заявления г-на Томбинского звучали куда оптимистичней. Глава представительства ЕС в Украине неоднократно говорил, что наша страна достигла существенного прогресса на пути к Евросоюзу. А прогнозы краха отечественной экономики после подписания соглашения об ассоциации между Киевом и Брюсселем считал неверными. Как видим, не все сказанное во внутренней переписке еврочиновника предназначено для ушей широкого круга слушателей.
http://2000.net.ua/

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов

Полезные советы
12:00, 22 мая
Новости компаний
10:56, 20 мая
Ответственный за раздел
Матусевич Артур Вадимович
Журналисты сайта 0522.ua к вашим услугам.

Пишите нам, звоните, сообщайте о городских новостях и событиях - мы надеемся, что с Вашей помощью горожане узнают о жизни Кропивницкого больше.

Вместе с Вами мы сделаем наш город лучше!


Редакция 0522.ua:

E-mail: news@0522.in.ua